Информационный бюллетень РК "Арктика"

Выпуск 12

Предисловие от Дмитрия Кузнецкого, EW4IDP (ex - UA0BAD) :

 Не смотря на миниатюрность нашего бюллетеня, судя по откликам читателей, он все же - желанный гость в наших радиорубках. Я, например, перечитываю егопо несколько раз, хотя информационного голода, относительно полярной тематики, в принципе, не испытываю. Все, о чем в нем говорится - это о нас, полярниках, бывших, настоящих и будущих. Что всех нас объединяет? Работа в эфире и интерес к Арктике. Учитывая скромный формат "Радиотопа", содержание его должно быть максимально информативным именно в этих направлениях. Давать справочные данные на его страницах, а тем более элементарную схемотехнику, считаю излишним. Я предлагаю в "Радиотопе" открыть постоянные рубрики. Первую - "Пионеры Арктики", в которой давать материалы о первопроходцах Севера, вторую - "Арктические экспедиции" - с материалами о полярных экспедициях. Думаю, это ближе к нашей тематике. Если мое предложение принимается, то, открывая рубрики, хочу обратиться к читателям…

 
 Уважаемые коллеги! Начиная с этого выпуска, "Радиотоп" открывает две постоянные рубрики: "Пионеры Арктики" и "Арктические экспедиции". Название рубрик говорит само за себя. "Пионеры" будут представлены в по-фамильно-алфавитной, а экспедиции - в хронологической последовательности. Это позволит более-менее систематизировать материал. Исключение составят очерки о современных полярных экспедициях и исследователях. Начало рубрик положат Р.Амундсен и экспедиция Г.Гудзона (1607г.) Итак, в добрый путь! 

"Пионеры Арктики"

Амундсен (Amundsen) Руаль
(16.07.1872 - 1928 )

Норвежский полярный путешественник и исследователь

 Родился в г. Борге, в семье капитана, владельца судоверфи. В 1890-92 годах учился на медицинском факультете университета в г.Кристиания (ныне г.Осло). Увлеченный романтикой морской жизни, стал плавать матросом, затем штурманом на разных судах. В 1897-99 годах Амундсен был первым штурманом в бельгийской экспедиции в Антарктиду на корабле "Бельжика", участвовал в зимовке на континенте. Чтобы осуществить собственную экспедицию для определения Северного магнитного полюса он отправился в Германию, где углублял свои знания в геофизической обсерватории. 


 Летом 1903 г. Амундсен направился на маленьком судне "Йоа" с шестью спутниками-норвежцами через северную часть Атлантического океана к островам Канадского Арктического архипелага. Через проливы Ланкастер и Пил корабль достиг о. Кинг-Уильям. Там экспедиция провела две зимовки, занимаясь геофизическими наблюдениями. В 1904г. был обследован Северный магнитный полюс на западном побережьи полуострова Бутия. В этом районе Амундсен и его спутники нанесли на карту более 100 островов. Летом 1906г. судно продолжало плавание и через проливы между островами Канадского Арктического архипелага и материком достигло моря Бофорта, а затем после зимовки у устья реки Макензи - Берингова пролива (31 августа 1906г.) Таким образом, с тремя зимовками впервые удалось пройти Северо-Западным проходом с востока на Запад - от Гренландии до Аляски. 


 Вторым великим научным подвигом Амундсена было достижение Южного полюса. В 1909г. Амундсен принял решение отправиться на Южный полюс, но держал это в секрете, опасаясь конкурентов. На корабле "Фрам", на котором когда-то плавал Ф.Нансен, Амундсен в 1910г. отправился к берегам Антарктиды. 14 января 1911г. норвежцы высадились в Китовой бухте на ледяной барьер Росса и организовали лагерь "Фрамхейм". В соперничестве с английским исследователем Р.Скоттом за приоритет в достижении Южного полюса, Амундсен опирался на свой богатый опыт полярного путешественника. Составленный им маршрут движения к полюсу был на 100км. короче пути английской экспедиции. Транспортом служили ездовые собаки - испытанное средство передвижения в снежно-ледовых просторах. По маршруту заранее было создано несколько складов с продовольствием и топливом. В поход к Южному полюсу Амундсен выступил 20 октября 1911г. с четырьмя товарищами, на собачьих упряжках. За 85-й параллелью путешественники начали трудный подъем с шельфового ледника Росса на горный хребет, который Амундсен назвал в честь королевы Норвегии хребтом Королевы Мод. Месяц спустя, когда запас провианта уменьшился, Амундсен приказал убить часть собак. Их мясом кормили остальных животных, а также питались участники экспедиции. Дальше на юг шел пологий спуск на Полярное плато, который оказался более легким после горного участка пути со множеством ледяных трещин. Амундсен и его товарищи достигли Южного полюса 14 декабря 1911г., водрузив на нем норвежский флаг. 17 декабря 1911г. экспедиция пошла на Север и вернулась в Китовую бухту 26 января 1912г., пройдя за 99 суток 2800км. в оба конца и на 33 дня опередив экспедицию Скотта. 


 После возвращения из Антарктики, Амундсен решил повторить дрейф Нансена на "Фраме" через Северный Ледовитый океан, но прежде пройти Северо-Восточным проходом (Северным морским путем) - вдоль северных берегов Евразии. Летом 1918г. экспедиция отправилась от берегов Норвегии на судне "Мод". После двух зимовок судно прошло до Берингова пролива, в который вышло в 1920 году. В 1923-25 годах Амундсен несколько раз пытался достичь Северного полюса по воздуху, но неудачно. Однако, в 1926 году он вместе с итальянским дирижаблестроителем генералом Умберто Нобиле на дирижабле "Норвегия" осуществил первый трансатлантический перелет по маршруту Шпицберген-Аляска. Для этого на Шпицбергене в норвежском поселке Нью-Олесунн, на берегу Конгс-фьорда у 79-й параллели с.ш. были выстроены специальная 40-метровая причальная мачта и огромный ангар для дирижабля. 12 мая 1926г. воздушный корабль отправился в полет, продолжавшийся в течении суток. Он благополучно совершил перелет через Северный полюс и 14 мая 1926г. приземлился на Аляске. По словам Амундсена, "при этом ни один волос не упал ни с чьей головы". 


 В 1928г. в Северном Ледовитом океане произошла катастрофа дирижабля "Италия", на борту которого находилась итальянская экспедиция Нобиле. 18 июня 1928г. Амундсен на французском гидросамолете "Латам" вылетел из г.Тромсе на севере Норвегии на поиски членов экспедиции. Во время перелета на Шпицберген самолет потерпел аварию. Амундсен и пятеро его спутников погибли в Баренцевом море. 14 декабря 1928 года вся Норвегия почтила память своего национального героя двухминутным молчанием.Именем Амундсена назван залив в Арктике, котловина в Северном Ледовитом океане, море, залив, ледник, гора и американская научная станция в Антарктиде. 

"Арктические экспедиции"

Экспедиция Генри Гудзона

(1607 г.)

 В 1607 году английский мореплаватель Генри Гудзон предпринял попытку проникнуть на корабле в центральную часть Северного Ледовитого океана. Эту экспедицию снаряжала лондонская "Московская компания", в свое время использовавшая в торговых целях морской путь из Англии в Московию. Путь, который еще раньше был хорошо известен русским мореплавателям. Генри Гудзон получил под свое командование 80-ти тонный барк "Хоуп Велл" ("Hope Well" - "Добрая надежда") с командой в 12 человек. Ему было поручено пройти через Северный полюс в Тихий океан и достигнуть Японии. 1 мая 1607 года "Hope Well" вышел из Гринвича и только 13 июня достиг восточного берега Гренландии. Следуя далее вдоль берега, на Север, Гудзон достиг 73 градусов северной широты, где льды воспрепятствовали дальнейшему продвижению его маленького судна. Тогда Гудзон направился на северо-восток и спустя пять дней подошел к Шпицбергену. Здесь была предпринята еще одна попытка пройти на север. Гудзон достиг 80 градусов 23 минут северной широты, что до этого не удавалось еще ни одному мореплавателю. Здесь он встретил непроходимые льды и вынужден был повернуть обратно. Смелый исследователь все же не оставлял надежды найти проход между Гренландией и Шпицбергеном. Убедившись, что льды никак не позволят ему разрешить поставленную задачу, Гудзон пришел к заключению, что пройти из Атлантического океана в Тихий, по крайней мере в этом районе, невозможно, и вернулся в Англию. Окончательно отказавшись от попытки проникнуть в центральную часть Северного Ледовитого океана и достичь Северного полюса, Гудзон несколько лет жизни отдал отысканию Северо-восточного и Северо-западного проходов. В 1610 году он вынужден был зазимовать в одном из североамериканских заливов, названным впоследствии Гудзоновым.Прошла зима, залив освободился ото льда. Гудзон хотел продолжать начатые им исследования, но часть экипажа, напуганная тяготами полярного плавания, возмутилась против своего командира. Подстрекаемые несколькими преступниками, попавшими в состав команды, матросы совершили подлое злодеяние: Гудзона с маленьким сыном, сопровождавшим его в путешествии и восемью больными матросами посадили в шлюпку и бросили среди льдов на произвол судьбы без продовольствия и даже без оружия. Так погиб один из первых путешественников, стремившихся достигнуть Северного полюса. 

Наши партнеры:

Web site UA3RF


Обратная связь

e-mail: ra9dz@mail.ru

Обмен ссылками:

Приглашаем

 

заинтересованных лиц к обмену банерными ссылка, а так же размещению рекламных баннеров на коммерческие ресурсы.

 

Подробнее...

 

HotLog

 


Рейтинг@Mail.ru

 

Flag Counter