Арктика, как театр военных действий.
материал о том, кому посвящен

Диплом участников соревнований

"ВПС-2005"


 В первый год войны фашистское командирование не направляло в Арктику крупные морские силы. Германские стратеги рассчитывали захватить основные базы Северного флота с суши. И только когда план захвата Мурманска окончательно провалился, было решено начать боевые операции фашистского флота в Баренцевом море. На такое решение повлияло и усиливавшееся на Севере взаимодействие СССР с западными странами. Уже в своем выступлении по радио 22 июня 1941 У. Черчилль заявил, что Англия "окажет России и русскому народу всю помощь, какую только сможет".

 

 В продолжении следующих двух месяцев между правительствами СССР и Великобритании были заключены соглашения о товарообороте и о совместных действиях и взаимопомощи в войне против гитлеровской Германии. Затем, аналогичные документы были подписаны между СССР и США. В конце июля 1941 г. в Советском Союзе и в Англии начали работать союзные военные миссии. Они координировали организацию взаимных поставок и вопросы совместной обороны северных морских коммуникаций. Для решения конкретных вопросов, связанных с доставками грузов, с проводкой конвоев, с использованием и базированием союзных сил в зоне Северного флота, были созданы в Полярном и Архангельске английские военно-морские миссии. Эти миссии непосредственно взаимодействовали с командующим Северным флотом адмиралом А.Г. Головко, с уполномоченным ГКО по перевозкам на Севере И.Д. Папаниным, со штабами Северного флота и Беломорской флотилии. Так как в состав Северного флота входило небольшое число крупных надводных кораблей, то за организацию конвоев и их охранение на всем переходе от Англии до советских портов отвечало британское адмиралтейство. Северный флот должен был в своей зоне усиливать охранение конвоев кораблями и обеспечивать их авиационное прикрытие на подходах к базам. Кроме того, Северный флот осуществлял траление фарватеров.

 

 Практическое взаимодействие нашего Северного и английского флотов началось в конце июля 1941 г. Из Англии в Архангельск вышел минный заградитель "Адвенчур" с грузом глубинных бомб и магнитных мин. Его охрану и переход в Белом море обеспечил эсминец "Сокрушительный". В первый год войны совместными усилиями был обеспечен переход союзных транспортов, следовавших с грузами из США и Англии через Исландию. Транспорты сопровождало небольшое количество боевых кораблей. Так же успешно транспорты вернулись обратно. В состав шести союзных конвоев, дошедших до Архангельска, входили 34 английских, 9 советских, 6 американских и 2 голландских транспорта. Они доставили в Советский Союз 750 самолетов, более 500 танков, различное снаряжение. В первом полугодии 1942г немецкой разведке стало известно, что более 100 английских танков были доставлены в район Сталинграда через Архангельск.

 

 Весной 1942г., убедившись, что Мурманск и Архангельск захватить с суши не возможно, и учитывая возрастающее количество союзных конвоев в Арктике, немецкое командование решило перебазировать из Атлантики в Норвегию основной состав подводного флота Для атак на "мурманские конвои" на Север перебросили линейный корабль "Тирпиц", тяжелые крейсера "Адмирал Шеер", "Адмирал Хиппер", "Лютцов", 20 подводных лодок и ударную авиацию. Еще до начала активных действий кораблей германского флота, командующему Беломорской военной флотилией было предписано директивой Главного морского штаба ВМФ от 19 мая 1942г. произвести рекогносцировку по определениюмест базирования легких сил флота и тяжелой морской разведывательной авиации в проливах Югорский Шар, Маточкин Шар и в губе Белушья. Комиссия под председательством генерал-майора береговой службы Лаконникова произвела с 5 по 18 августа рекогносцировку указанных районов.

 

 18 августа 1942г. приказом Народного комиссара ВМФ была образована Новоземельская военно-морская база в составе Беломорской военной флотилии. Основная задача Новоземельской BMФ - защита Новоземельских проливов и подходов к ним. Днем образования Новоземельской военно-морской базы считается 22 августа 1942г., когда был издан соответствующий приказ командующего Северным флотом. Количество личного состава формируемой базы по штату составляло 1183 военнослужащих (143 человека офицерского состава, 262 человека старшинского состава, 768 человек рядового состава) и 170 вольнонаемных. Командование Новоземелькой ВМБ должно было: организовать оборону Новой Земли и западного сектора Арктики в границах оперативной деятельности базы от действий рейдеров, подводных лодок противника и его морских и воздушных десантов, защищать наши коммуникации с союзниками и северный морской путь в западном секторе Арктики; поддерживать выгодный оперативный режим на театре военных действий; создать условия, исключающие внезапное появление и безнаказанные действия сил противника в своем районе. В Белушьей Губе необходимо было срочно сформировать: командование, штаб, политотдел, финотдел Новозомельской военно-морской базы. В состав базы вошли управление участка, телефонная станция, радиостанция, ремонтно-линейный взвод, 11 полярных радиостанций (Маточкин Шар, на мысе Столбовой, на мысе Выходной, в Малых Кармакулах, на мысе Желания, в заливе Русская Гавань, в заливе Благополучия, а так же в Амдерме, в Югорском Шаре и на острове Вайгач), военно-морская почтовая станция N1167, отделы тыла базы, ветеринарное отделение, базовый лазарет, военно-морская прокуратура, двенадцать постов СНиС (в губе Белушья, губе Крестовая, в проливе Маточкин Шар, в проливе Костин Шар, на острове Пахтусова, в заливах Абросимом, Литке, на мысе Меншикова, а так же два поста в проливе Югорский Шар, на острове Колгуев и на острове Диксон). В состав Новоземельской ВМБ вошел северный отряд в составе: управление отряда, 1-ая группа сторожевых кораблей - СКР "Литке" ("СКР-l8"), СКР "Дежнев"(СКР-19"); 2-ая группа сторожевых кораблей - "ТЩ-903", "ТЩ-904", группа мотоботов ГУСМП ("Норд", "Полярник", "Нерпа"; охрана рейда Русская Гавань (два СКР), охрана рейда Маточкин Шар: два СКР и береговая батарея М28 (два 75 мм и два 76 мм орудия). В состав Новоземельской ВМБ так же вошел Печерско-Новоземельский гидрографический район. Для обороны губы Белушьей были доставлены с острова Великий батарея №240 (два 130 мм орудия), из Мурманска батарея 6 зенитно-артиллерийского дивизиона и сухопутная батарея №570 (четыре 152 мм орудия).

 15 сентября 1942г. в губу Белушью прибыл на самолете командир Новоземельской военно-морской базы капитан первого ранга Дианов. С 19 сентября по 8 ноября более двух десятков военных кораблей и транспортов доставили в Белушью Губу специальные грузы для Новоземельской ВМБ. Малочисленный личный состав базы с помощью жителей становища круглосуточно производил разгрузку кораблей на необорудованное побережье. Мужчины - промысловики осуществляли охрану побережья Новой Земли на наблюдательных постах и огневых точках, обслуживали закрепленные для связи с военным командованием и островным Советом упряжки собак. Женщины и подростки заменили мужчин в промысловых артелях. Архангельские власти приняли постановление "О заготовках яиц, тушек кайры и добыче рыбы на острове Новая Земля и вывозе заготовленной продукции в г. Архангельск в навигацию 1942 года". Для заготовки продуктов для детских яслей, садов и школ на Новую Землю направили 150 учащихся школ и техникумов. Они заготовили свыше 20000 тушек кайры, 5000 яиц, выловили около 400 килограммов гольца. В 1942г. в различных пунктах архипелага строятся военные объекты Новоземельской ВМБ l0 сентября построен аэродром у залива Рогачева (две взаимопересекающиеся полосы размерами 160xl000м и 700х100м). 16 сентября ставится батарея №240 (два 130мм орудия) на мысе Литке. 25 сентября заканчиваются работы по сооружению морского аэродрома в бухте Самоед губы Белушьей. 1 октября установлена зенитная батарея №965 (четыре 37мм орудия) в становище Лагерное и полубатарея №960 (два 37мм орудия) в Малых Кармакулах. 4 октября были сооружены две полубатареи №960 (два 37мм орудия) у аэродрома Рогачево. 25 ноября на мысе Морозова установлена подвижная батарея №570 (четыре 152мм орудия). 10 декабря 1942г на острове Колгуев была поставлена батарея №645 (два 102мм орудия). Не смотря на зимние условия, к 1 января 1943г. были закончены основные работы по строительству жилых и вспомогательных помещении и складов большинство военнослужащих жили в землянках до 1943 года, когда были доставлены в разобранном виде рубленные домики. Лучшим охотником и рыбаком на архипелаге в эти годы был признан ненец Серафим Вылко. По пять - шесть сезонных задании выполняли промышленники П. Журавлев, Т Ледков, Ф. Кожин, И Кузнецов, И. Слузов, Г. Тайбарей. Когда начиналась навигация, с архипелага суда доставляли на Большую Землю заготовленные тушки птиц, яйца, гагачий пух, мясо, жир и шкуры морского зверя, медведей, оленей, песцов, а так же рыбу.

 

 В 1942г. немцы проникли к берегам Новой Земли. В этом году известный немецкий синоптик Руперт Гольцапфель дважды побывал на острове Междушарский. Германскими военными были установлены в различных пунктах архипелага автоматические радиометеостанции. На архипелаге Земля Франца-Иосифа была высажена немецкая полярная экспедиция под кодовым названием "Кладоискатель". В состав немецкой метеогруппы на Земле Александры входило десять человек, для них были построены укрепленные блиндажи, метео- и радиостанции. Для ведения круговой обороны были вырыты окопы, установлены минометные и пулеметные гнезда. В годы войны арктические острова и архипелаги нашей страны ежегодно посещали по две-четыре немецкие экспедиции под кодовыми названиями "Крестоносец", "Арктический волк", "Виолончелист", "Перелетные птицы". Благодаря этим работам немецкое командование смогло организовать военные действия cвоeго флота в Баренцевом и Карском морях. По некоторым сведениям, на северо-восточном побережье Новой Земли была расположена база немецких подводных лодок. Здесь, в 2,5км к югу от мыса Желания, отстаивались фашистские подводные лодки. В 1942г немцы оборудовали в бухте Кембридж на Земле Франца-Иосифа базу для своих подводных лодок, действующих в Карском море. Еще весной 1942г. советские летчики обнаружили подводные лодки противника в губе Белушья. Здесь, до организации Новоземельской военно-морской базы, они имели отстойный пункт. Для борьбы с немецкими подводными лодками из Архангельска в пролив Югорский Шар, а затем в губу Белушью, перешли с 27 июля по 1 августа корабли Северного флота. Сторожевые корабли "Федор Литке" и "Дежнев" сопровождали тральщики "Т-903" и "Т-904".

 

 В июле 1942 г. разыгралась трагедия союзного конвоя PQ-17. 27 июня 1942г. 34 судна конвоя PQ-17 вышли из Исландии. Испугавшись возможности участия в атаке на конвой немецкого линкора "Тирпиц", еще в феврале это гогода прибывшего в Северную Норвегию, первый морской лорд английского адмиралтейства сэр Дадли Паунд приказал рассеять конвой. В конвои входил сильный ближний эскорт и мощное прикрытие из двух линкоров, авианосца, восьми крейсеров, 26 эсминцев, 16 эскортных и спасательных кораблей. Дополнительно союзниками были развернуты 11 подводных лодок, девять из которых с тремя советскими лодками заняли позиции на ожидаемом курсе неприятельской эскадры. 22 судна конвоя были американскими. Вся эта мощная

сила прикрытия вполне могла противостоять немецкому флоту в этом районе, состоявшему из "Тирпица", карманного линкора, крейсера, десяти эсминцев и подводных лодок. В результате рассеяния конвоя германский флот и самолеты уничтожили по одиночке 23 судна. Разбросанные в Северном Ледовитом океане торговые суда уничтожались по одиночке подлодками и самолетами Люфтваффе. А фашистский линкор "Тирпиц" в этих операциях участия не принял. Рассыпавшиеся транспортные суда конвоя, преследуемые немецкими подводными лодками и самолетами, самостоятельно прорвались в Белое море и к Новой Земле. Американский транспорт "Беллингхем" и советский транспорт "Донбас", спасший по пути 51 американского моряка с торпедированного судна "Даниель Морган", 9 июля прибыли в Архангельск. 11 советских и иностранных транспортов конвоя РQ-17 подошли к берегам Новой Земли. Советские истребители ПE-3 приняли участие в поиске и прикрытии судов конвоя. Два гидросамолета типа ГСТ были направлены к берегам Новой Земли. Кроме того, помощь, экипажам транспорта оказывали два гидросамолета, базировавшиеся в Малых Кармакулах. Одним из них командовал известный полярник летчик, Герой Советского Союза И.П. Мазурук. К 7 июля к Новой Земле подошла основная часть уцелевших транспортов и английских эскортных кораблей. К архипелагу, на поиски уцелевших судов и спасшихся с потопленных судов людей, были посланы зверобойный бот "Мурманец", минный заградитель "Мурман", тральщик "ТЩ-38". В районе мыса Желания наши летчики обнаружили три судна конвоя. В губе Литке сел на мель американский транспорт "Уинстон Сейлем". Экипаж судна вывел из строя орудия, затопил арт погреб и съехал на берег. В бухту Кармакулы зашел английский транспорт "Эмпайр Тайп". Тяжело поврежденный советский транспорт "Азербайджан" укрылся в заливе Русская Гавань, 5 союзных транспортов и 11 небольших английских кораблей охранения зашли в пролив Маточкин Шар под прикрытие береговой артиллерийской батареи Новоземельской военно-морской базы. В это время к Новой Земле подошел советский пароход "Рошаль", который доставил продовольствие и грузы для жителей становищ и полярных станций полярных станций архипелага. 6 июля экипаж пароxода "Рошаль" бросил якорь у поселка Лагерноев проливе Маточкин Шар. На следующий день экипаж судна был свидетелем прихода уцелевшей части конвоя PQ-17. Состоялись взаимные посещения наших и союзных судов, а так же становища Лагерное. 12 июля судно "Рошаль" зашлов Малые Кармакулы для погрузки предназначенных в Архангельск ящиков с яйцами кайр, собранных на местных птичьих базарах. Здесь экипаж застал большой американский транспорт. У берега стояли на якорях две летающие лодки ГСТ. Затем судно направилось к Белушьей Губе, откуда доставило в Архангельск пять человек команды с погибшего американского судна. Американцы были истощены, т.к. им пришлось после гибели судна 12 суток провести в море на открытом вельботе. 27 июля, после ухода "Рошаля" из Малых Кармакул, немецкая подводная лодка огнем из пушки разрушила строения полярной станции "Малые Кармакулы" и уничтожила двухмоторные гидросамолеты ("летающие лодки") вместе с двумя дежурившими на них летчиками.

 

Из воспоминаний В.В. Дремлюг, Почетного полярника: В июне 1942 года по распоряжению члена Государственного комитета обороны, начальника Главсевморпути И.Д. Папанина, в Архангельск направили научно-оперативную группу сотрудников Арктического института для участия в работах Ледового Патруля. В состав группы входили: начальник Ледового Патруля А.П. Шумский, научный руководитель В.С. Назаров, гидрограф Б.Л. Лейкин, океанолог Н.В. Субботин и автор этих воспоминаний - навигатор В.В. Дремлюг, молодой выпускник Гидрографического института Главсевморпути. Ледовому Патрулю предстояло выполнить комплекс работ, связанных с обеспечением боевых и транспортных операций в Баренцевом и Карском морях. Для выполнения задания выделили гидрографическое судно "Мурманец" водоизмещением 200т, с двигателем типа "Болиндер" в 160 л.с. Во время плавания он доставлял нам много хлопот, так как для его запуска требовался подогрев цилиндров в течение получаса, а в экстремальных условиях времени на это не хватало. На судне установили два крупнокалиберных пулемета, кроме этого команда имела на вооружении карабины. Капитаном судна назначили одного из опытнейших полярных судоводителей П.И. Котцова. Перед выходом в море его ознакомили с оперативной обстановкой в районе плавания, но участники Ледового Патруля, по условиям военного времени, узнали о ней только во время плавания.

 

 Итак, 2 июля 1942 года "Мурманец" вышел в рейс из Архангельска. Жизнь на судне шла своим чередом, распределили вахты. Мне досталась "собачья" - с 0 до 4 и с 12 до 16 часов. Через несколько суток мы повстречали грузно сидящий на воде танкер "Донбасс". С него нам сообщили, что он следовал в составе конвоя PQ-17, который подвергся нападению немецких подводных лодок и торпедоносцев. Хотя танкер имел значительные повреждения, он отказался от помощи и проследовал в Архангельск. Позднее стало известно, что его экипаж отбил 13 атак немецких самолетов и подводной лодки, сбил 2 вражеских самолета и еще, в этой тяжелейшей обстановке, подобрал 51 моряка с потопленного американского транспорта. "Мурманец" продолжал плавание к Новой Земле. 13 июля около полудня врайоне Гусиной Земли мы заметили группу людей. Они подавали сигналы задымленным костром, размахивали флагом и производили редкие выстрелы из ракетницы. По приказу капитана П.И. Котцова спустили шлюпку, что бы следовать к берегу. Так как тех, кто находился на берегу, не знали, команду шлюпки вооружили карабинами, а с судна навели на группу людей два пулемета. Запросили на русском языке через мегафон: кто находится на берегу - ответа не последовало. Повторили вопрос на английском языке, и тогда с берега ответили, что там находятся 12 человек из команды американского судна "Алапана", торпедированного немецкой подлодкой в 15 милях от берегов Новой Земли. Взяв команду на борт, отправились в губу Белушью, где находились еще несколько человек из команды другого потопленного американского судна. Из рассказа американских моряков выяснилось, что их суда следовали в составе конвоя PQ-17, который подвергся жестокому налету немецкой авиации и одновременно нападению немецких подводных лодок. Сообщили о случившемся в штаб Северного Флота и руководству Главсевморпути. Было получено распоряжение зам. начальника Главсевморпути Героя Советского Союза И.П. Мазурука заниматься операциями по спасению экипажей судов конвоя PQ-17 в районе Малых Кармакул.

 

 Положение в этом районе было очень тяжелое. Приходилось подбирать людей не только с плотов и шлюпок, но и непосредственно из воды. К сожалению, большинство моряков были сильно обморожены, так как температура воды не превышала 3 - 5 градусов. Те, кто плавали в нагрудниках, почти все были мертвы. В море плавали обломки судов, шлюпок и плотов, поверхность моря была покрыта горящими пятнами нефти - все это затрудняло спасательные работы. Всего на борт "Мурманца" с 13 по 17 июля подняли более 100 человек. Помимо экипажа "Алапаны" были спасены моряки с судов "Альков Рейнджер", "Вашингтон", "Хаталбьюри", "Паулус Поттер". На судне были забиты все каюты, матросский кубрик, кают-компания, столовая команды и даже штурманская и радиорубки. На камбузе едва успевали в огромных суповых котлах кипятить чай и кофе. Врача на борту не было, и первую медицинскую помощь оказывали участники научно-оперативной группы и члены судовой команды. Все спасенные моряки были затем пересажены на английское судно "Эмпаер Таид", укрывшееся в одной из бухт Новой Земли. При этом команде "Мурманца" пришлось проявить большую настойчивость, что бы убедить капитана английского судна доставить спасенных моряков в Архангельск. Хорошо помню свою ночную вахту 16 июля 1942 года. "Мурманец" стоял на якоре в заливе Малые Кармакулы на западном побережье Новой Земли. Здесь же на рейде находились два гидросамолета ледовой разведки. Около двух часов ночи, когда мы со вторым помощником капитана находились в штурманской рубке, раздались частые орудийные выстрелы. Выскочили на мостик и увидели сквозь туман подводную лодку, которая обстреливала гидросамолеты и здание полярной станции. Объявили тревогу и дали сигнал в машинное отделение готовить двигатель к пуску. Вот тут-то и помянули его недобрым словом - из машины сообщили, что для этого требуется не менее 20 минут. Быстро оценил создавшуюся обстановку появившейся на мостике капитан П.И. Котцов. Он отдал приказ начать обстрел из пулеметов артиллеристов, суетившихся у орудия на палубе немецкой подлодки. Несколько удачных очередей из наших крупнокалиберных пулеметов заставили подлодку погрузиться и покинуть Малые Кармакулы. Позже из архивных документов стало известно, что это была немецкая субмарина "U-601". Из Малых возражения, что значительное количество судов конвоя PQ-17 все же были потоплены, они пожимали плечам и. Только после возвращения из плавания нам стала известна подробно трагедия конвоя PQ-17. 21 июля две немецкие подводные лодки подвергли обстрелу суда в губе Белушьей. Артогнем немецкой подводной лодки 25 августа была повреждена полярная станция "Мыс Желания". Дети и подростки от 13 до 17 лет, направленные на Новую Землю из Архангельска на сбор тушек птиц, яиц, гагачьего пуха и на лов рыбы, помогли спасти на архипелаге экипаж американского судна, потопленного фашистами.

 

 Переходом первого конвоя с Новой Земли в Архангельск руководили спасшийся с потопленного транспорта коммодор конвоя "PQ-17" Дж. Даудинг и командир корабля ПВО "Паломарис" кэптон Джонси. Находясь в Mаточкином Шаре, они провели конференцию командиров кораблей охранения и капитанов стоявших в проливе судов. 7 июля два корабля ПВО, три корвета, три тральщика, три вооруженных траулера, одно спасательное судно и четыре транспорта вышли из Маточкина Шара. 9 июля конвой подобрал шлюпки и спас людей с двух американских транспортов. 10 июля, во время налета около 35 немецких бомбардировщиков, были сильно повреждены два транспорта. Их экипажи были сняты, а транспорты затоплены. 11 июля транспорт "Оуши Фридом" и "Самуэль Чейз" и корабли охранения прибыли в Архангельск. 9 июля в пролив Маточкин Шар зашли еще три американских транспорта в сопровождении английского вооруженного траулера "Айшир". Опытному гидрографу и ледовому капитану, офицеру штаба Беломорской флотилии капитану 2 ранга И.Ф. Котцову командование Северного флота поручило руководство конвоем советских и английских боевых кораблей. Этот конвой должен был организовать и обеспечить переход оставшихся на Новой Земле транспортов в Архангельск. Вместе с И.Ф. Котцовым к берегам Новой Земли вышли на судах коммодор конвоя PQ-17 Дж. Даудинг и переводчик штаба Беломорской военной флотилии А.Б Каминский. Губа Белушья была назначена местом сбора всех судов. Тральщики Беломорской флотилии пытались снять с мели транспорт "Уинстон Сейлем". 19 июля в Белушью Губу, где находилось судно "Рошаль", зашли три английских корвета "Лотос", "Поппи" и "Ла Мпоне". Корветы с руководителями конвоя побывали в губе Литке, где Кознов и Даудинг проследили ход работ по съемке с мели "Уинстона Сейлема", затем зашли в Большие Кармакулы, где находился транспорт "Эмпайр Тайд". На нем, кроме экипажа, находились 130 человек, доставленных мотоботом "Мурманец" из заливов и губ Новой Земли. Это были оставшиеся в живых экипажи потопленных транспортов Затем руководство конвоя направилось в пролив Маточкин Шар, где находились четыре иностранных транспорта, английский траулер "Айршир" и советские корабли: танкер Азербайджан" (приведенный минным заградителем "Мурманом" из Русской Гавани), "Мурман" и тральщик ТЩ-38. Был составлен план по переходу конвоя в Архангельск. 20 июля суда вышли из Маточкина Шара и двинулись вдоль побережья архипелага на юг. Затем они прошли к острову Колгуев и оттуда без потерь дошли до Архангельска. В это время продолжались попытки советских моряков снять в губе Литке с мели транспорт "Уинстон Сейлем" Американская команда, отказавшись от проведения работ, сидела на берегу. 22 июля последний союзный конвой с Новой Земли, состоящий из советского и американского транспортов, в охранении четырех советских тральщиков вышел из губы Литке. После захода в губу Белушью, конвой прибыл 28 июля в Архангельск.

 

 Действия немецкого флота и авиации у берегов Новой Земли продолжались до глубокой осени. 2 октября 1942г немецкая подводная лодка обстреляла мотобот "Шторм" в районе западного устья пролива Маточкин Шар. 11 октября подорвался на мине в этом районе и затонул "СКР-2" ("Муссон"). 13 октября был обнаружен немецкий самолет "Ю-88" на острове Междушарский. Командование Новоземельской ВМБ направило на его поиск две десантные группы. Но самолет успел улететь. 18 октября дозорный корабль "СКР-74" обнаружил на подходе к губе Белушья и обстрелял неизвестный корабль. В 1943г. была дополнительно укреплена береговая оборона губы Белушьей. В марте этого года на Новоземельскую BMБ в поселке Белушья Губа сбросили несколько бомб немецкие самолеты - разведчики. Первые транспорты, начавшие навигацию в 1943г, доставили в Белушыо Губу истребители "И-15 бис", которые были размещены на аэродроме Рогачево. После этого воздушные налеты на базу были прекращены. В тяжелых условиях наши летчики с честью выполняли военные задания. Ведь зиму 1943-1944гг. им пришлось жить в Рогачево в палатках. Немецкое командование приняло решение о переброске 10-12 подводных лодок (из состава имевшихся на Севере 30 лодок) в Карское море. В 1943г немецкая подводная лодка потопила в районе мыса Спорый Наволок научное судно "Академик Шокальский". 28 августа советская подводная лодка "С-101" потопила в районе мыса Желания немецкую подводную лодку "U-639". 24 сентября немецкая подводная лодка огнем артиллерии полностью уничтожила полярную станцию в заливе Благополучия. Полярники были сняты самолетами. В конце июля 1943г. в губу Белушью следовал военный транспорт "Рошаль" с грузами для Новоземельской ВМБ и промышленников. Его сопровождали два тральщика Беломорской военно-морской базы ТЩ-55 и ТЩ-65. 30 июня в районе мыса Лилье - губы Белушьей сигнальщик второго тральщика заметил след торпеды, неожиданно выпущенной немецкой подводной лодкой U-205. Командир тральщика ТЩ-65 старший лейтенант Николай Константинович Голубенцев решил заслонить своим судном транспорт с военным грузом. После мощного взрыва тральщик начал быстро погружаться в штормовое море. Только когда все оставшиеся в живых покинули корабль, прыгнул последним в ледяную воду получивший контузию командир Несмотря на то, что второй тральщик тут же пришел на помощь, удалось спасти не многих. После лечения в госпитале Белушей Губы Н К. Голубенцев вернулся на Большую Землю и командовал кораблем. Окончил он войну командиром дивизиона сторожевых кораблей в звании капитана 3 ранга. За свой подвиг на тральщике ТЩ-65 Н.К. Голубенцев был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а трое членов экипажа - боевыми орденами Красной Звезды.

 

 7 мая 1989 г Центральным полигоном РФ были торжественно перезахоронены останки погибших моряков ТЩ-65 скаменистой косы на новое кладбища поселка Белушья Губа. 25 июля 1989 г. в поселке был торжественно открыт памятник героическому экипажу ТЩ-65. Этот номер был присвоен в годы воины бывшему рыболовецкому тральщику РТ-76 "Астрахань". С августа 1944г. немцы начали использовать на подводных лодках новое оружие - акустические электроторпеды. 8 августа этого года из Северодвинска вышел в рейс на остров Диксон и в порты моря Лаптевых транспорт "Марина Раскова". На его борту находились 354 человека, которые должны были сменить зимовщиков на полярных станциях и предприятиях Главсевморпуги. Среди пассажиров были

женщины и дети. Транспорт сопровождали три тральшика: "АМ-114", "АМ-1l6" и "АМ-118". Всего на всех судах находилось 618 человек. В живых останутся только 256 пассажиров и военнослужащих. Большинство женщин и детей погибнут. 12 августа в 19 часов 45 минут суда находились в районе острова Белого. В этот момент под корпусом "Марины Расковой" раздался взрыв новой акустической торпеды, который был ошибочно принят за взрыв мины. Взрывы продолжались, а моряки решили, что попали на немецкое плавучее минное поле. Поэтому атаковавшая транспорт немецкая подводная лодка "IO-365" смогла, не преследуемая ни кем, отойти незаметно в сторону и снова занять выгодную для залпа позицию. Друг за другом были подбиты, а затем и потоплены все суда, кроме "АМ-1l6", который доставил в поселок Хабарово в проливе Югорский Шар 176 человек, спасенных с других судов. Затем "АМ-116" вернулся к месту трагедии и начал поиск шлюпок, катера и кунгаса с успевшими спастись людьми. Узнав о случившемся, военно-морское командование и штаб морских операций Главсевморпути срочно направил в район гибели "Марины Расковой" корабли и самолеты. На четвертый день после гибели судна в море обнаружили шлюпку (l8 человек, включая командира "АМ-114"). Всех их доставили в Белушью Губу и оттуда в Архангельск. С самолетов замечены были в море и другие шлюпки. Снять с них людей не удалось, поэтому им сбросили продовольствие и теплую одежду. 18 августа гидросамолет с Диксона, после многократных поисков, обнаружил в море вельбот и спас с него 25 человек. В этот день нашим самолетом было взято на борт еще 11 человек со шлюпки. 19 августа советские летчики нашли в море кунгас (37 человек) и даже сели неподалеку, но сильное волнение не позволило забрать всех, а сброшенное продовольствие, кроме нескольких плиток шоколада, затонуло. Только на 11 сутки после гибели "Марины Расковой" оставшихся людей снял другой наш самолет. В очень сложных погодных условиях удалось спасти 14 человек, дрейфовавших в кунгасе. Перегруженный самолет не мог подняться и только на следующие сутки летчик М.И. Козлов привел свой самолет морем в залив Малыгина. Здесь тральщик "АМ-60" принял на борт с самолета спасенных людей и доставил их в Хабарово. Самолет М.И. Козлова совершил перелет из пролива на Диксон. В сентябре 1944г. тральщик "АМ-116" с той же командои на борту, которая участвовала в трагических событиях перехода "Mapuны Расковой", обнаружил и потопил а районе острова Уединения немепкую подводную лодку. Возможно, что именно она совершила нападение 12 августа.

Вместо послесловия:

 Вот, накануне 60-летия Победы и наш клуб внес посильное участие в поиске героев Полярных конвоев: В марте 2005 года в Штаб-квартиру радиоклуба "АРКТИКА" в Воркуте пришло такое письмо:

Доброе время суток!


 На сайте Вашего клуба (http://rcarktika.ru/) нашел упоминание факта расстрела немецкой ПЛ гидросамолета ГСС И.П. Мазурука на Малых Кармакулах. Г-н Вышинский пишет об обломках самолета, находящихся в настоящее время на берегу. Дело в том, что одним из бортмехаников этого самолета был мой дед, Федор Перов, погибший при этой атаке. Нельзя ли как-нибудь связаться с Юрием Васильевичем и узнать подробности? Эта информация будет очень важна для вдовы Федора Перова, Перовой Л.Н. и дочери, Загривной Н.Ф. Во время войны экипаж сообщил им, что тело было захоронено на берегу. В 70-80-е годы все попытки получить разрешение посетить место гибели закончились безрезультатно.

 

С уважением,

Дмитрий Загривный

зам. директора отдела ИТ

ЗАО "Петер Сервис"

Дмитрий, здравствуйте,

 

 я переслал Ваше письмо Юрию на Новую Землю. С недавних пор у них там есть интернет (спутниковый канал) и можете общаться напрямую.

novayazemlya @ mail.ru

 

Успехов Вам в достижении цели!

 Юрий откликнулся незамедлительно и через день у Дмитрия Загривного была полная информация!

Приветствую, Александр!


 Дааа, раньше такое только в книгах читал! 60 лет прошло, а люди до сих пор ищут могилы родственников. Достойно уважения! Это государству все равно, где чьи кости лежат, а простым людям совсем не все равно. Еще немного с такой государственной политикой и точно превратимся в "иванов не помнящих родства". У меня товарищ во Владимире - командир поискового отряда, уже 10 лет с пацанами разыскивает останки наших солдат под Псковом, Гатчиной. При этом все делается за свой счет, да за счет добрых людей - кто сколько даст. А любимое государство до сих пор живым не может жилье нормальное предоставить, а о погибших вспоминает раз в год, ко Дню Победы, да и то стыдливо посматривает как там в Прибалтике на них посмотрят. Печально очень. Дмитрию сегодня же позвоню вечером, есть новости. Я нашел могилу его деда - спасибо бывшим новоземельцам. В сентябре 2004 года администрация пригласила в гости бывших новоземельцев, которые были вывезены в 1953 году. Тогда им было по 12-18 лет. Среди гостей были две бабушки, которые родились и жили на Малых Кармакулах. Я показал им план местности. Они прекрасно помнят расстрел полярной станции, сами мне сказали, что погибших было двое - они ночевали на самолете. На плане они показали место, где похоронили летчиков, их просто завернули в брезент, гробов не делали. На месте захоронения сохранился холмик. По моей просьбе матросы привели его в порядок, до этого места захоронения ни кто на Кармакулах не знал. Недалеко от могилы и лежат останки самолета. Вот такие вотдела.;

 

Всего доброго 73! UA1ONY

ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!!

 

С уважением,

Дмитрий Загривный

Наши партнеры:

Web site UA3RF


Обратная связь

e-mail: ra9dz@mail.ru

Обмен ссылками:

Приглашаем

 

заинтересованных лиц к обмену банерными ссылка, а так же размещению рекламных баннеров на коммерческие ресурсы.

 

Подробнее...

 

HotLog

 


Рейтинг@Mail.ru

 

Flag Counter