Дневник научной экспедиции "АРКТИКА-2008


ЧАСТЬ 1. НАЧАЛО.

 Архангельск встретил нас низким пасмурным небом и утренней прохладой, - глоток свежего воздухапосле московской духоты. "Экономия" - самый дальний от города причал на Двине, только здесьглубины позволяют швартоваться судам с большой осадкой. На въезде - КПП, погранпост, надпись«Граница РФ», - хотя до нейтральных вод больше суток хода, но уже граница. Дальше - причалы сдлинношеими кранами, вагоны, контейнеры, автопогрузчики, горы щебня, угля, бревен. Здесь и наш«Академик Федоров», экспедиционное судно Росгидромета, снаряжается в свой 28-й рейс.

 Предстоит дальний путь – через высокие широты, черезпять морей до острова Врангеля. Полтора месяца– стандартная длительность такого рейса, и за это времяпредстоит провести большой объем научных работ попрограмме Международного полярного года 2007/08. Этиисследования тем более важны сейчас, когда в климатеАрктики произошли серьезные изменения: увеличиласьчастота и интенсивность циклонов, соответственноповысилась температура воздуха, что привело к уменьшениютолщины льда и сокращению его общей площади, повысиласьтемпература атлантических вод в Ледовитом океане, причемв масштабах, неизвестных за весь исторический(с 1887 г.) период наблюдений. По мнению ученых, все это,возможно, является свидетельством нарушениясуществовавшего в течение, по меньшей мере, периода инструментальных наблюдений, баланса климатообразующих процессов. Очевидно, изменения в Арктикетребуют переоценки существующих взглядов на арктические природные процессы и их влияние надеятельность человека в Заполярье.

 

 Для решения этих задач на борту «Федорова» более сорока ученых-специалистов различного профиля(гидрологи, океанологи, гидрографы, гляциологи, синоптики, геологи) из институтов Петербурга,Москвы, Мурманска. В их распоряжении - современная измерительная аппаратура, а ряд приборовподготовлен специально для такого похода.

 Кроме того, одна из главных задач этого рейса - высадкана льдину новой дрейфующей станции СП-36 во главе сЮрием Катраевым, а также доставка на полярную станциюо-ва Врангеля ГСМ и стройматериалов для нового помещенияполярки. Во время похода и поисков подходящей льдиныбудущие зимовщики подготовят домики, оборудование иснаряжение станции к выгрузке на лед и сборке на местеледового лагеря. На гостеприимном борту «Академика Федорова» идем и мы,киногруппа Морской Арктической комплексной экспедицииНИИ культурного и природного наследия им. Лихачева. Этовторой наш поход в рамках сотрудничества с Арктическими Антарктическим НИИ. Наша задача остается прежней:снять натурный материал, который в качестве документавойдет в летопись работ Высокоширотных Арктических экспедиций, а со временем составит одну из глав фильма об истории и нынешнем дне Северногоморского пути.

 

 В этом году в поход отправятся операторы и по совместительству радиолюбители Олег Белов (UA6LP)и Сергей Денисенко ( RZ6MF ). По рекомендации президента Радиоклуба «Арктика» Александра Максурова(RZ6MO) им доверено принять эстафету у Михаила Фокина (RW1AI - см. фото), работавшего с борта «Академика Федорова» ровно год назад, и поработать в эфире не только с судна, но и с о-ва Врангеляи со льдины специальным позывным UE6MAC/mm, посвященным Международному Полярному году 2007-2008.Это все впереди, а пока – пока мы поднимаемся по трапу на пароход. Капитан Валерий АлександровичВикторов - чуть сутуловат, нетороплив, немногословен, - без очков (при его-то возрасте!)внимательно изучает наши «визитные карточки» – институтские экспедиционные издания, книги,буклеты, CD-диски. Это четвертый арктический рейс в его биографии ледового капитана. В коридорахвстречаем знакомых по прошлогоднему рейсу старпома Валерия Серова, преподавателя «Макаровки»Андрея Шаронова, зимовщика с ледовой базы Сергея Ковалева. С начальником экспедиции ВладимиромСоколовым уточняем маршрут экспедиции, план рейса, задачи киногруппы по съемкам основных научныхработ на разных этапах, потом собираем автографы на бумагах, разрешающих эфирную работу с судна.

 А судовая трансляция предупреждает: «Идет прием опасногогруза. Иллюминаторы по левому борту держать закрытыми.»На судно закачивают топливо, грузят тракторы, сборныещитовые домики, снегоходы «Буран», приборы, продукты,сотни коробок и ящиков, катушки кабеля, доски, - тысячабольших и малых забот, которые нельзя упустить, уходя вморе. Следуем примеру и проверяем свою технику. Одна изкамер «глючит» и вытворяет то, о чем ее не просили;шарим в меню, находим, наконец, в тридевятом подпунктето, что взбрело на ум процессору камеры, и отключаемненужную нам функцию…

 

 А поздним вечером под ровный шум движка за стеной каютыаккуратно раскроем на столе карту похода. Земля ФранцаИосифа, Северная Земля, Новосибирские и прочие острова… названия, ласкающие слух и глаз всякого, кто хоть раз увидел их и был очарован ими, земли почти мифические, куда простой смертный мог попасть толькопо счастливому случаю. Туда лежит наш курс … Потом будет комиссия, портонадзор, пограничники, ина мостик поднимается лоцман. В синем сумраке ночи красными и белыми огнями мигают бакены наДвине, в динамиках голосом старпома гремит долгожданное: «Палубной команде по местам стоять, сошвартовых сниматься!»

ЧАСТЬ 2. ВСТРЕЧЬ СОЛНЦУ

 …Нет, что ни говорите, а нет на свете ничего лучше дороги, ведущей на Север, - как бы ни мучилисиняки от тряски в вездеходе, как бы ни коченели пальцы от холодных брызг, как бы нипроваливалась в бездну палуба под ногами. Все эти тяготы забудутся-зарубцуются, и при видеподнятого и закрепленного по-штормовому трапа душа снова наполнится томительно-радостныможиданием новой дороги, новой встречи с севером. Полоска желто-маслянистой в лучах фонарей водымежду бортом и стенкой медленно увеличивается, еще напрягаются трудяги-буксиры, выводя «Федоров»на фарватер – а мысли твои уже там, далеко в море, где неторопливо-величественная океанская волнапримет судно в свои объятия.

 Вода у борта кажется плотной, тяжелой будто жидкийметалл, и странно видеть, как форштевень, словно резец,откидывает ее на обе стороны плавно вьющейся огромнойпенной стружкой… 

 

 В полдень по судовой трансляции звучит голос вахтенногопомощника: “Судовое время 12 часов. Судно следует потрассе Северного морского пути. Координаты судна…температура… ветер… волнение…» Судовое время –московское. Цифры меняются, - пока, к счастью, безэкстремальных значений: свежий ветер, +5°, редкиельдины, волнение 2-3 балла, плотная низкая облачность.Ориентируясь на выполнение первоочередных задач в районео-ва Врангеля, ”Федоров” без остановок идет почти вдоль74-й параллели на восток “встречь солнцу”. Обычныечетырехчасовые вахты для экипажа и «науки». Ежедневная утренняя оперативка: доклады гидрографа, синоптика, группы космического мониторинга ледовойобстановки, руководителей отрядов и групп, решение повседневных экспедиционных забот - развернутьоборудование, установить, наладить и откалибровать аппаратуру, отработать методики измерений…короче, от трюма до мостика атмосфера трудовая.

 Рядом с ходовой рубкой – хозяйство гидрографов Северногофлота: Валентин Мель-ник и Андрей Баринов запустилисамописцы для фиксации глубин и рельефа дна. На времяпохода к ним подселился начальник ледового отрядаАнатолий Клейн с аппаратурой телеметрии толщины льда вовремя движения судна. В соседней лабораторииобосновались синоптики и метеорологи, они ведут попутныеметеорологические наблюдения. Это типовые метеоданные,абсолютно необходимые для прогноза – утром каждому изнас, и морякам, летчикам, МЧС. Моряки говорят: “Был быпрогноз, а погода будет!” В последнее время эта шуткастала особенно актуальной: через “дыры” поредевшей завремя ”реформ“ сети Гидромета нередко проскальзываютнезамеченными моменты зарождения всяких атмосферныхкатаклизмов. С 1992 г. десять лет у нас не было дрейфующих станций, прервалась цепь непрерывных наблюдений в Центральном Полярном бассейне, а за это времятам произошли существенные изменения ледового и гидрологического режима. Поэтому сам факт походасудна в околополюсном районе - уже большое событие для науки. Наблюдения эти разной периодичности,некоторые – каждый час. Здесь же группа Сергея Шутилина ведет непрерывные измерения солнечнойрадиации, концентрации СО-2 и озона. Все эти уникальные данные с борта надо передать в сетьметеоданных, так что работы хватает и радистам… 

 На 5-й палубе команда Сергея Фролова закончила настройкуаппаратного комплекса и ведет регулярный приемспутниковой ледовой и гидрометео-информации, на основеее анализа вырабатываются навигационные рекомендации. Сборта «Федорова» оперативная информация (отчеты, запросына снимки и прогнозы) сбрасывается пакетом в радиоцентринститута и пакетом же оттуда поступает на судно. Отделледовых прогнозов ААНИИ вот уже несколько месяцевнаблюдает за двумя десятками “объектов” - ледянымиполями, ко-торые могут послужить базовыми для высадкистанции СП-36. Но какой из этих объектов окажется самымподходящим, покажет авиационная разведка, время и погода.А пока в трюмах под вертолетной площадкой будущиезимовщики СП-36 готовят домики, технику, аппаратуру квыгрузке на льдину.

 

 “Группа информационной поддержки” (а именно так громко именуются наши сотрудники впроштампованных десятком печатей списках участников экспедиции на “Федорове”) знакомится соспециалистами, вникает в суть их работы, примеряется к лабораториям, приборам - “обживает”площадки (говоря по-киношному) и, конечно, отлаживает свою радиоаппаратуру. Пока бывать налюбительских диапазонах удается не так часто, как хотелось бы, да и (по высшей планке) наладитьобмен оперативной информацией со Штаб-квартирой радиоклуба "АРКТИКА" не удается, но уверенностинаши не теряют и скоро, надеюсь, пополнят странички “Дневника” на клубном сайте своимивпечатлениями. Олег и Сергей имеют уже морской опыт, но это первый их поход в такие высокиешироты и на таком судне, как «Федоров». Теперь они открывают для себя Ледовитый океан. Не просто,наверно, было им отложить все житейские заботы на полтора месяца, чтобы вот так махнуть насевера! Надеюсь, что уже экспедиционные впечатления станут для них компенсацией за этипредъотъездные утраты. Тут вспомнились мне дела не так давно минувших дней. В разбойничьи 90-епрорабатывали мы проект высадки на Новоземельский полигон «десанта солидарности»: веземфотовыставку, детский спектакль, вечер поэзии, подборку ВГИКовских фильмов и т.п., короче - то,что в наших силах, а полигон дает транспортный борт, полный кошт, зал Дома офицеров флота,экскурсию. Ельцин тогда с подачи Старовойтовой как раз подписал указ о закрытии полигона, и наострове жизнь была - полный мрак. Нашлись знакомые, откликнулись, и среди них - Сергей Медынский,один из патриархов советской кинодокументалистики, и Евгений Бачурин, бард и художник (лет 30назад он сделал очень точную по интонации и смыслу песню «Остров Веры» к небольшой моей«путешественнической» картине). На мои извинения - гонорар платить не из чего, - все в один голоссказали: «Какой гонорар, была б возможность, сам бы заплатил, чтоб побывать-посмотреть такиеместа!»… 

 Да, экспедиционная традиция совмещения профессий радистаи кинооператора сложилась не сегодня. Здесь нельзя невспомнить добрым словом работу Алексея Казакова изподмосковного Красногорска, который в 1986-88 г.г.успешно выполнял обе эти обязанности в наших экспедицияхна Вайгач и Землю Франца Иосифа. Легендарная 16-ммкамера «Красногорск-2», обратимая киноплёнка, дававшаяфильм в единственном экземпляре… Не берусь судить, какиеухищрения понадобились Алексею, чтобы обеспечить связь сматериком, а вот операторская хватка у него прорезалась– снятый им материал вышел в эфир в «Клубепутешественников». Теперь эти кадры – уже документы,зафиксировавшие для науки многие (сегодня уже, увы,утраченные) памятники истории освоения Севера иположившие начало киноархиву МАКЭ.

 

 …На третьи сутки движения «Федоров» без затруднений миновал пролив Карские Ворота, частенькозабитый льдом под напором норд-остовых ветров. Как год от года меняется ледовая обстановка! Какраз в эту пору в 1993 г. на гидрографическом судне “Марс” (капитан А.Ф. Гриб) мы намеревалисьэтим путем выйти на карскую сторону Новой Земли - и не смогли войти в пролив из-за многолетнихсплоченных льдов, которые шли нам навстречу. А теперь Федоров прошел его 10-узловым ходом. Поданным спутниковых снимков (см. фото), сплоченные льды на трассе Севморпути сейчас тольковосточнее Таймыра и в районе островов Айон и Врангеля. Поглядим – увидим…

ЧАСТЬ 3. ДОРОГА

 Обычно дважды в сутки – в 9 и в 18 часов по судовому времени – в рубке проходитрадиодиспетчерская. Капитаны судов, идущих Северным морским путем, усаживаются за рации и делятсясведениями о ледовой обстановке и погоде, обсуждают текущие дела. Как правило, в большинстве всемеж собой знакомы - по прежним ли навигациям, встречам на трассе или в порту, по эфиру ли, - всепо имени-отчеству… 

 А «Федоров» тем временем идет уж Карским морем… ПозадиЯмал… Диксон… ходко идет – больше 14 узлов, в основномпо чистой воде, мимо Северной Земли проливом Вилькицкого,почти по 77-й параллели морем Лаптевых и затем севернееНовосибирских островов. Пасмурно, температура около нуля,сильный северо-западный ветер. Мимоходом слеталивертолетом на полярную станцию о-ва Котельный ипозаимствовали у зимовщиков собаку: теперь этому псупредстоит почетная роль стать 19-м участником дрейфаСП-36 и нести на льдине караульную службу. С выходом вВосточно-Сибирское море чистые участки начинаютперемежаться полосами битого льда. Из Певека приходитштормовое предупреждение: в южной частиВосточно-Сибирского моря усиление ветра до 17– 20 м/сек.Сильная бортовая качка. Выход на палубу запрещен. Даже опираясь на «плечо» ААНИИ, даже имея на борту уникальныйаппаратурный комплекс, специальное программное обеспечение и опытных специалистов, «Федорову»,чтобы выбрать оптимальный маршрут плавания, все же не обойтись без помощи региональнойметеослужбы. Она - вопреки всем «реформам» - жива благодаря преданным своему делу людям иснабжает судоводителей синоптическими картами.

 На утренних оперативках ученые в основном ограничиваютсятиповой формулировкой: «Ведутся попутные наблюдения».Кто-то уже имеет основания радоваться количествунабранной статистики, а вот у гидрографов есть поводогорчиться изменением первоначального маршрутаэкспедиции. Еще в Мурманске они предвкушали возможностьзафиксировать и узаконить на картах географическуюновость: вследствие потепления последних лет,растопившего ледяной покров, остров Нортбрук вархипелаге Земля Франца Иосифа оказался разделеннымпроливом на два отдельных острова.Обследование, определение координат, подготовкаобоснований для внесения изменений в географические катыпришлось отложить на обратный путь.На подходе к острову Врангеля сила ветра пошла на убыль.

 

 На трое суток "Федоров" встал на рейде у южного берега острова. Как обычно в таких случаях, напароходе были авральные работы. Вертолет Ми-8-МТ авиапредприятия "Спарк " с «авоськой» на внешнейподвеске доставлял на берег части сборного дома для полярной станции, бочки с горючим,многочисленные упаковки, ящики. В этой операции "Фёдоров" выступил в несвойственной ему ролисудна-снабженца: обычно такие задачи поручают решать «Михаилу Сомову». Теперь реализовано то, очем давно мечтали в Чукотском управлении гидрометслужбы: поставить на берегу новое помещениестанции, обновить оборудование и заодно забросить - с запасом на несколько лет вперёд - горючее,продукты и прочее необходимое для работы полярки и заповедника.

 Закончив дела на Врангеле, "Федоров" обогнул остров свостока и взял курс на север, в запланированный районпоиска льдины для создания дрейфующей станции СП-36.Полосы мелкобитого льда постепенно сменились на ледяныеполя, все более мощные по мере продвижения судна насевер. Теперь решающее слово в выполнении одной изглавных задач рейса - за группой спутниковогометеообеспечения, гляциологами, ну, и за летныммастерством экипажа вертолета. Руководители отрядов С.В.Фролов и А.Э. Клейн, начальник будущей СП-36 Ю.И.Катраев (вместе или по очереди), группаледоисследователей, вооруженных оборудованием дляопределения толщины и физико-механических свойств льда,вылетают на авиаразведку. В ходе предварительногоанализа спутниковых снимков намечены шесть ледяных полей, возможно подходящих для устройства станции. Но далеко не всегда фотографии со спутника даютточное и исчерпывающее представление о ледяном покрове. Хотя используются снимки среднего(спутник NOAA) и высокого разрешения (спутники RADARSAT и MODIS), а также пассивногомикроволнового зондирования (SSM/I), но то, что «видит» спутник, может не соответствоватьреальным характеристикам льда. Дело в том, что радиационные и теплофизические свойства различныхтипов морского льда, а, следовательно, и их спектральные отражательные характеристики связаны свеличиной коротковолновой составляющей солнечного света, проникающей в верхний слой моря и в своюочередь зависящей от толщины снега и льда. На практике это означает: разные по толщине и возрастульды могут выглядеть на космическом снимке одинаково, и напротив, случается, что одинаковые льдыдатчики спутника воспринимают как совершенно разные. Поэтому изучение отражательных свойств разныхльдов - одно из направлений научных работ на борту «Федорова». Но пока решающую роль винтерпретации снимков играют профессиональный опыт и интуиция специалиста-гляциолога. Из шестиледяных полей выбрано два наиболее подходящих, теперь – проверка их пригодности на месте.

ЧАСТЬ 4. К ДРЕЙФУЮЩЕМУ ПРИЧАЛУ.

 Наступает время, пожалуй, одного из главных этапов киноработы в этом походе - съемки ледовойавиаразведки, высадки на льдину, обустройства лагеря и открытия станции СП-36. Конечно, это незначит, что другие стороны будней экспедиции нас не интересуют: исследовательская программа«Арктика-2008» – это 20 страниц убористого текста, но необъятное - не объять, и не всякая научнаятема кинематографична сама по себе. Скажем, ученые предполагают получить новые важные сведения овертикальном распределении температуры океанской толщи воды: тонкими измерениями обнаруженоповышение температуры глубинных вод по сравнению со средними многолетними данными. Повышениенебольшое - доли градуса, но это огромные массы воды, и оно может свидетельствовать обактивизации вулканической деятельности в геологических структурах хребтов Гаккеля, Ломоносова.

 Гидрологи продолжают исследования, о результатахрасскажут в интервью после обработки большого массиваизмерений. А вот работы по созданию станции – этополотно! изобразимое, потенциально напряженное действие,прямое противостояние человека и арктической природы:люди и тяжелая техника на льду – коварной вообще-тосубстанции - разъезжают на тракторах, перетаскиваютдизель, домики, бочки, буравят, пилят ее, короче, неочень почтительно с ней обращаются...Естественно, эпизод этот виделся одним из стержневыхпунктов сценарного плана. А верстаться план начался ещев январе. И пока мы сочиняли письма, искали запасныеварианты похода на «Сомове» или «Иване Петрове»,обсуждали экспедиционные прожекты в разных инстанциях,философствовали об этом в Штаб-квартире радиоклуба «Арктика», готовили технику и материалы, - наши письма неспешно путешествовали по кабинетамРосгидромета, СевУГМС и ААНИИ, обрастая резолюциями, а потом в один день, в день возвращения вАрхангельск «Михаила Сомова» после экстренной эвакуации СП-35, вдруг все решилось изакрутилось-понеслось, пошли звонки-переговоры, увязка идей и планов, - Ухта, Усинск, Ростов,даже Кипр, мощное техническое плечо Дениса (RA3AMG) и паяльник Дмитрия (UA3AFI)...

 Впрочем, этот узелок завязался, пожалуй, еще весной 2004года во время Радиоэкспедиции в память Г.Я. Седова,ниточка тянулась пунктиром и сработала, пошли анкеты иконтракты, договора и счета, камеры и съемочные примочки,свет, аккумуляторы и переходники, все это уложено вкофры, с таким грузом мы втроем не умещаемся винститутскую «Волгу», и уже Архангельск встречает наспасмурным утром и прохладой… Да, вертолет зависает вдесятке метров над площадкой. Низкая облачность, ровноебестеневое освещение. Торосы, ропаки, трещины, надувынеотличимы от ровной поверхности. При постоянныхминусовых температурах снег сыпуч и сдувается со льдапотоком от винта. Но когда наст крепкий, очистить лед отснега не удается, трещины и снежницы не видны, делатьпосадку рискованно. Вертолет касается льда колесами, пилот сбрасывает обороты, на лед спрыгивает, даже не цепляя подножку-лесенку, научный десант.Разведчики проверяют пятачок под шасси, пробуя пешней прочность льда, осматривают площадку,мотобуром измеряют толщину льда в нескольких точках, возвращаются

в вертолет, протискиваются в кабину пилотов, - понятные жесты, карты, индикаторы GPS,- машина набирает высоту, летит в другую точку, тампроцесс повторяется, вертолет возвращается на судно,отряд, не снимая зимних доспехов, поднимается в ходовуюрубку – на экспедиционном Олимпе совещание... А потом вступит в дело капитан. Выбирая путь по трещинам(«Федоров» ведь не ледокол!), надо осторожно войти вмассив сплоченных многолетних льдов поближе к серединеполя, аккуратно вклиниться так, чтобы не подломить лед убортов, и судовыми кранами начать разгрузку. Несколькосуток авральных работ экипажа, персонала станции идобровольных помощников, первоначальное обустройстволагеря, наконец, подъем флага и доклад в Москву и Питер.На этот торжественный момент загодя припасен (какисключение из принятого в экспедиции «сухого закона») и ростовский сувенир в виде бутылки “Донской стременной” и получено добро начальства надегустацию в неформально-ледовой обстановке.

ЭПИЛОГ. От СП-2 - к СП-36, от «КУБа» - к спутникам «Радио»

 В соответствии с долгосрочным ледовым прогнозом, подготовленным в ААНИИ, СП-36 организуется вполосе генерального дрейфа льдов в районе так наз.

 «полюса относительной недоступности», т.е. области, примерно одинаково удаленной от всех берегов.Область, во многом примечательная: 60 лет назад во времявоздушной экспедиции здесь были получены многочисленныеинструментальные данные, на основе которых были открытыподводные хребты Ломоносова и Гаккеля. И именно здесь, вплановой точке № 36, в 1950 г. начинала свой дрейфпервая наша послевоенная станция “Восточная дрейфующая”(СП-2 подробнее здесь). В числе зимовщиков был лейтенантмедицинской службы ВВС Волович. А сегодня на борт”Федорова” уходит поздравление от почетного полярникаВиталия Георгиевича Воловича: «Дорогие друзья!Поздравляю вас с успешной высадкой и началом работыдрейфующей станции «СП-36». Впереди у вас- увлекательная, но трудная работа полярныхисследователей. Арктика наверняка приготовила для васнемало сюрпризов - пурги, жестокие морозы, грозныеторошения, но я уверен, что вы сможете преодолеть все трудности, и главным помощником пусть вам будет крепкая дружба. Закончить свое радиоприветствиея хочу пожеланием надежной льдины и счастливого дрейфа, и еще словами песни, которую я написалпочти 60 лет назад на «СП–2»: «И нам нелегко приходилось подчас, и в трудностях много мы прожилидней, но дружба нас сделала в тысячу раз отважней и сильней!» (Позволю добавить: к сожалению,Виталий Георгиевич скромно ограничился цитатой из «Полярного вальса», не упомянув 

своего (широко известного в узких кругах полярников) «Маршадрейфунов».) С передачей в эфир первой метеосводкистанция - самая северная точка наблюдений - включается всеть Гидромета. Для поредевшей вдвое сети наших полярокэто означает повышение точности прогноза, - значит, вклассической морской прибаутке “Был бы прогноз, а погодабудет” теперь, может быть, станет чуть меньше основанийдля иронии.Сводку примут радиоцентры Певека, Тикси, Диксона...Радиоцепочка, которая закладывалась в годы становления 

Северного морского пути и в которую много сил, энергии, изобретательности вложили радиолюбители, особенно члены Ленинградской секции коротких волн (ЛСКВ).

 

 С некоторыми из них повезло познакомиться, и ихскромные одноцветные, в половину открытки, QSL-карточкистоят за стеклом книжной полки как память о встрече. Закаждой из них интереснейшие истории, были и небылицы,живые подробности, бесценные для летописирадиолюбительского движения фотографии семейных архивов- вехи огромного рывка, который был сделан на протяжениижизни этого поколения: от первого нашего КВ-приемника«КУБ» до радиолюбительской связи через спутники серии«Радио». Тешу себя надеждой, что удастся выкроить времярасшифровать старые магнитофонные записи. Я в долгуперед ними, - так же как и перед всеми, кто на«Федорове», «Вайгаче», «Дудинке», «Рябове» под прицеломкинокамеры припоминал и заново переживал острые исмешные моменты своей северной жизни. Я рад, что,наконец, есть кому продолжить рассказ о 28-м рейсе«Академика Федорова», и с удовольствием передаю слово настраницах дневника UE6MAC/mm ее операторам - участникамэкспедиции Олегу Белову и Сергею Денисенко.

Геннадий Чумаченко,

руководитель группы Института Наследия

18 августа - 30 сентября 2008 г.

Фотографии предоставлены МАКЭ (Морской Арктической Комплексной Экспедицией НИИкультурного и природного наследия им. Лихачева).
 
Дизайн и верстка - Александр Максуров (RZ6MO). Авторские права защищены © 2008.


При перепечатке и цитировании просьба ссылаться на источник:
Сайт Международного радиоклуба "АРКТИКА"

КОРОТКАЯ ФОТОСЕССИЯ О ПРЕДЫДУЩЕМ РЕЙСЕ "ФЕДОРОВА"

Наши партнеры:

Web site UA3RF


Обратная связь

e-mail: ra9dz@mail.ru

Обмен ссылками:

Приглашаем

 

заинтересованных лиц к обмену банерными ссылка, а так же размещению рекламных баннеров на коммерческие ресурсы.

 

Подробнее...

 

HotLog

 


Рейтинг@Mail.ru

 

Flag Counter