Взойдет ли вновь звезда Сибирякова?
(К 150-летию со дня рождения А.М. Сибирякова)
С.Н. Голубчиков, кандидат географических наук 


 Северный морской путь — это тот стержень, на котором держится завоз в районы Крайнего Севера. Первым его преодолел за одну навигацию в 1932 г. ледокол "Сибиряков", названный в 1914г. в честь купца и золотопромышленника, богатого мецената А.М. Сибирякова — полярного исследователя, почетного профессора Томского университета.

 В октябре 1999 г., почти ни как не отмеченное, прошло 150-летие со дня рождения А.М. Сибирякова (1849—1933).

 

 Поздней осенью 1933 г. на лазурном побережье Ривьеры, на русском кладбище возле Ниццы хоронили одинокого старика. Присутствовавший на похоронах корреспондент газеты "Свенска Дагбладет" писал в номере от 8 ноября 1933 г.: "Это были странные похороны. Когда пришедшие подошли к небольшой белой часовне на русском кладбище, расположенном на красивом пригорке за Ниццой, они посмотрели друг на друга — ни кого, кроме них четверых: шведский консул в Ницце Барггрен, директор бюро путешествий "Нордиск Вояж" Перссон, хозяйка гостиницы, где жил умерший, и ваш покорный слуга, корреспондент газеты "Свенска Дагбладет".

 

 Так скромно завершил свой жизненный путь почетный гражданин России, член научного и литературного общества г. Гетеборга, почетный член Шведского общества антропологии и географии Александр Михайлович Сибиряков, скончавшийся 2 ноября 1933 г. в больнице Пастера (г. Ницца). Судя по свидетельству о смерти, умер он в бедностии одиночестве, поскольку документ о его кончине оформляли не родственники, а шофер Луи Эрстье (статья Л. Щетко "Радетель Сибири", "Уральский следопыт" № 2/1992).

 

 А.М. Сибиряков принадлежал к седьмому поколению одного из самых древних, богатых и влиятельных родов Сибири, который вел свое происхождение от крестьянина Устюжской провинции Архангелогородской губернии Афанасия (ок. 1676—1754). Отец Сибирякова был купцом 1-й гильдии, совладельцем винокуренных заводов, богатых золотых приисков, Бодайбинской железной дороги, пароходства. Под конец жизни его состояние оценивалось в 4 млн руб. (Б.А. Соловьева, кандидат искусствоведения, Санкт-Петербург).

 

 Мечтой его жизни было исследование Севморпути с тем, что бы сделать из него такую магистраль, на которой держалось бы снабжение Арктики и Сибири, осуществлялось поступление северного товара на мировой рынок. По-видимому, знал А.М. Сибиряков и другое — то, что на Родине его забыли и уже давно, еще до революции, похоронили. Дата и место его смерти (1893 г., Иркутск) были обозначены во всех энциклопедических словарях и позже перекочевали в Большую Советскую Энциклопедию (см. т. 23, М., 1976). Можно представить, какие горькие чувства в это время одолевали одинокого старика, жившего на пенсию в 3000 крон, назначенную в 1921 г. шведским риксдагом. Небольшая пенсия была спасением для А.М. Сибирякова, она продлила ему жизнь. Председатель Шведского географического общества профессор X. Хессельман с трудом нашел в Ницце обнищавшего старика, бывшего самым крупным меценатом России в области арктических исследований, бескорыстно субсидировавшего несколько шведских полярных экспедиций.

 

 В Швеции в 25 лет он познакомился с известным геологом и полярником Нильсом Норденшельдом и увлекся его планами по изучению Севморпути. В дальнейшем всю свою жизнь Сибиряков связал с поиском наиболее удобных путей к освоению Сибири и Дальнего Востока. Он понимал, что без Севморпути сибирские крестьяне не смогут выйти со своим дешевым зерном на внешний рынок и получать необходимые изделия из металла (три существовавших в то время в Сибири "железоделательных" завода не могли удовлетворить и десятой доли потребностей). Из книг Н. Норденшельда известно, что юный Сибиряков помогал ему информацией о Сибири, которую он собирал, изучая историю плаваний в Арктике за многие годы. В 1875 г., благодаря поддержке молодого мецената, Норденшельд на шхуне "Превен" совершает плавание из Норвегии на Енисей. Тем самым шведский полярник доказал, что к началу августа на пароходе можно достичь устья великой сибирской реки и в тот же год вернуться обратно в Европу с сибирскими товарами. На спонсорские цели Сибиряков пожертвовал часть средств, которые они с братом получили от отца, ставшего крупным золотопромышленником и совладельцем Прибрежно-Витимской золотопромышленной компании, одной из крупнейших в Сибири.

 

 А.М. Сибиряков совершил немало самостоятельных арктических и таежных экспедиций. В 1880 г. он сделал не совсем удачную попытку пройти на пароходах "Оскар Диксон" и "Нордланд" из Скандинавии через Карское море в устье Енисея. В конце октября суда вмерзли в лед у берегов Ямала. Команде пришлось оставить "Нордланд" и на более сильном ледоколе "Оскар Диксон" пробиваться к цели своего путешествия. Но уже в 1,5 км от берега, у кромки ледяного припая, путешественники увидели ненцев, которые и доставили А.М. Сибирякова к Обдорску (ныне — Салехард). В то время как Санкт-Петербург чествовал Н. Норденшельда, совершившего плавание по Севморпути и обогнувшего Евразию, того, кто должен был вместе со знаменитым полярником разделить триумф встречи, рядом не было. Спонсор экспедиции Норденшельда шел на оленьих упряжках к Обдорску и даже не знал, что шведский профессор находится в столице России. Завершил свое первое полярное путешествие Сибиряков в Тобольске 12 января 1881 г.

 

 В последующие годы попытки самого Сибирякова на пароходе «Оскар Диксон» (1880) и снаряженных им экспедиций на корабле «Норденшельд» (1882—1885) пройти через Карское море к Енисею оказались неудачны. Это привело его к решению «остановиться на Печоре» и через нее установить связь Сибири с Европой. Проекты такого соединения возникали уже не раз с начала XIX в. В 1884 г. он отправляется в новое путешествие на пароходе "Норденшельд" из Архангельска до устья Печоры, затем на речном пароходе поднимается вверх по реке, переезжает на оленях Полярный Урал. Далее он спускается вниз по реке Ляпин к Оби и к Тобольску. Так им был открыт для перевозки сибирских товаров кратчайший путь с Оби на Печору, который позже был хорошо освоен и получил название "Сибиряковский тракт". На 180-километровом тракте на средства Сибирякова было поставлено пять ямщицких станций, по нему до революции ежегодно перевозили сотни тысяч пудов различных грузов. Так например только в 1884 г. по тракту было перевезено 20 тыс. пудов грузов, в 1888-м — 210 тыс. пудов; тракт успешно действовал до 1898 г. Сибирские грузы вывозились в Печорский край, Мезенский уезд, на Мурманский берег, в Северную Норвегию, Данию. Для Печорскогокрая эта дорога стала спасением: голод был обычным явлением на Печоре. Мука здесь стоила 2 руб. 50 коп. за пуд, а когда Сибиряков начал доставлять туда хлеб, цены снизились вдвое, а в 1887 г. — в трое. Жители называли Сибирякова «благодетелем всего Печорского края».

 

 Сибиряков связал Печору с Обью дорогой, проложенной по Щугорскому волоку — от с.Ляпин на р. Сыгве, притоке Северной Сосьвы, впадающей в Обь, до с.Усть-Щугор на Печоре. Она стала известна как «Сибиряковский тракт» на север. Соединение Оби с Печорой было только частью обширного плана Александра Михайловича по связи всех основных районов Сибири как между собой, так и с европейской Россией и другими странами. Этот план сложился в результате предпринятых им нескольких экспедиций 80—90-х годов в различные районы Сибири и Дальнего Востока.

 

 К сожалению с постройкой железной дороги Печора - Лабытнанги "Сибиряковский тракт" был заброшен, сохранились лишь остатки — просеки 6-метровой ширины с участками, мощенными деревянной лежневкой. Имя Александра Михайловича постепенно стиралось из памяти.

 

 Однако в Ассоциации следопытов Коми промелькнула идея туристического похода по «Сибиряковскому тракту», которую поддержали радиолюбители Сыктывкара в части совместного проведения радиоэкспедиции, но с учетом значимости имени ученого предложили назвать эту экспедицию «ЗВЕЗДА СИБИРЯКОВА» и оформить специальный позывной сигнал UE9XZS.

 

 Проведение экспедиции планируется на июль 2003 г. на спецавтомобиле КШМ на базе ГАЗ-66 по маршруту: Cыктывкар - Ухта -Тр. Печорск - Вуктыл - Национальный парк Югыд-Ва (Светлая вода), затем на лодках до «Сибирякова тракта» до Усть-Щугора с возвратом в Вуктыл вертолетом. Предварительно состав радиоэкспедиции – 8 чел.(включая водителя автомобиля), в т.ч.: Руководитель экспедиции – В.Шишелов (UA9XW), зам. начальника экспедиции И. Бажуков – UA9XEC, члены экспедиции А. Кирюшкин – UA9XCI, А.Матвеев – UA9XAB, а так же заявил участие А. Гущин – UA9XMC. К участию в экспедиции приглашены так же двое немецких радиолюбителей.

 

73! Краевед В.И. Шишелов - UA9XW

mailto:ua9xw@komitex.ru

Наши партнеры:

Web site UA3RF


Обратная связь

e-mail: ra9dz@mail.ru

Обмен ссылками:

Приглашаем

 

заинтересованных лиц к обмену банерными ссылка, а так же размещению рекламных баннеров на коммерческие ресурсы.

 

Подробнее...

 

HotLog

 


Рейтинг@Mail.ru

 

Flag Counter